Поиск:
12:29, 27 мая 2018, воскресенье
Версия для слабовидящих

Первый Уральский региональный культурный форум Culturalica

8 февраля прошел первый день форума в зале Центра культуры «Урал».
Первый доклад – «Сфера культуры современного мегаполиса: как стать лидером и укрепиться в этом статусе». Начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская начала с рассказа о том, что уральский форум является неким продолжением форумов столичных. Однако если последние рассуждают о проблемах глобальных, то задача «Культуралики» – рассказать о повестке региональной, дать возможность задуматься о том, что же такое региональная культура, в чем состоит лидерство города Екатеринбурга и почему сегодня так важен человеческий капитал. В своем докладе Татьяна Львовна связывает нынешнюю ситуацию в сфере культуры Екатеринбурга с историей города.
Вслед за Татьяной Ярошевской на сцену поднялись спикеры стратегической сессии форума Culturalica. Им предстояло вступить в культурный разговор (сначала друг с другом, а затем и с залом) и поразмышлять о том, что такое региональная культурная политика, как она вписана в российский культурный контекст, какие ключевые культурные региональные тренды известны, каковы основные критерии эффективности сферы культуры и принципы финансирования сферы культуры, как формулируется культурная политика региона и возможно ли управлять культурой.
Первый спикер – министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина – прежде всего отметила, что управление культурой возможно, и оно заключается в модераторировании событий и движений, происходящих в культурной среде, поиске баланса между потребностями общества и возможностями сферы. Также необходимо поддерживать лучшее, уметь видеть ростки зарождающихся трендов, которые в будущем будут работать на привлекательность территории. Таким образом, управлять культурой очень сложно, но нужно.
Елена Мироненко, и.о. министра культуры Красноярского края, выступила своеобразным оппонентом Светланы Николаевны, поставив под сомнение необходимость властного управления культурой в условиях сегодняшнего дня, когда контент сразу находит потребителя. С одной стороны, хочется воспитывать вкус, с другой – нельзя не реагировать на тенденции. Да, есть стремление избежать провинциального потребительства и достичь столичного производства, но для этого необходимо понимать культуру, лишь это даст возможность выбрать в огромном потоке пути, которые приведут к истине.
Министр культуры Омской области Юрий Трофимов в свою очередь отметил, что если говорить об эффективности, то простым ответом на вопрос об ее измерении может стать выполнение государственного задания.
Европейским опытом развития культурной сферы поделился Дарко Брлек, экс-президент Европейской ассоциации фестивалей, директор Фестиваля в Любляне. Он отметил, что в Европе линия развития культуры, в том числе и финансирование, к сожалению, идет вниз. В европейской культуре сейчас очень важную роль играют фестивали. И эти фестивали позволяют судить о том, что все известные имена из сферы культуры России – это настоящие торговые марки, необходимо лишь поддерживать подходящие условия для содержания искусства и культуры.
Следом директор государственного концертного агентства Эстонии «Eesti Koncerti» Юрий Лейтен отметил, что расходы на культуру в бюджете Эстонии составляют 2,2% (для сравнения: в Свердловской области – 3,6%, в Любляне – 11%). Ресурсов, разумеется, не хватает, и поэтому к финансированию подключается и государство, и фонды, и бизнес. Что касается востребованности, то по сравнению с прочими форматами наибольшей популярностью в Эстонии сегодня тоже пользуются фестивали: их более 100, и на самый популярный фестиваль – фестиваль оперной музыки – 30 процентов зрителей покупают билеты за год вперед.
Очередным эмоциональным выступлением стала речь генерального директора, управляющего партнера «Русского концертного агентства» Дмитрия Гринченко. Он заметил, что за обсуждением, как финансировать и донести продукт, в последнее время сам продукт перестал иметь значение. И это может стать переломным моментом: всем нам грозит опасность оказаться на мировой культурной обочине. По его словам, главное, на что стоит обратить внимание, – не допустить деградации культуры. Выступление господина Гринченко содержало много спорных моментов: так, Дмитрий выступил категорически против онлайн-трансляций, заявляя, что они снижают зрительскую культуру, лишают зрителя и творца разговора по душам. Позиция, безусловно, неоднозначная, хотя с некоторыми доводами просто невозможно не согласиться.
Оппозиционером Дмитрию Гринченко стал заместитель директора Свердловской государственной филармонии Рустем Хасанов. В не менее эмоциональном выступлении он рассказал о том, что при финансировании учреждений культуры в Свердловской области нет принципа «уравниловки»: для того чтобы получить больше средств, необходимо показывать результаты, быть достойной частью уральской культуры. Рустем Хасанов вкратце рассказал об основных направления и результатах работы Филармонии, отметив при этом, что любой способ поиска зрителя и выхода на него (будь то онлайн-трансляции или формат «застольного» концерта) имеет место быть, если приносит результат. И это вовсе не свидетельствует о низком качестве продукта: все концерты, которые проходят под крышей или эгидой Свердловской филармонии, принадлежат к так называемому high-классу.
После насыщенной стратегической сессии наступило время для панельной дискуссии, состоящей из трех блоков: «Идеи», «Деньги» и «Продвижение». Модераторами первой выступили директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский и директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин, спикерами – начальник управления городской среды фонда «Сколково» Ольга Кизина, исполнительный директор «Ассоциации менеджеров культуры» Инна Прилежаева, продюсер, театральный педагог и режиссер Эдуард Бояков и арт-куратор, проектный менеджер, координатор программ Министерства культуры Пермского края Ольга Сафрошенко. Круг вопросов, стоящих перед спикерами, казался ограниченным словом «идеи» лишь на первый взгляд – модераторы же попросили высказать мнение о том, какие задачи может решить сегодня культурный проект, о том, кто сегодня является культурным лидером, как наращивать качественные идеи и как доказать, что в любом городе или районе должна быть культурная среда, какие вызовы и задачи стоит перед культурой сегодня.
Можно сказать, что дискуссия прошла в формате полноценного диалога между разными сторонами: в ней участвовали как представители музейного дела, так и частного бизнеса. Это позволило вывести разговор на уровень всестороннего обсуждения насущных проблем. Главный вопрос, который задавался экспертам, довольно естественный и очевидный: где же взять деньги? Разговор начался с показательного примера от Бьёрна Стенверса: представим, что все присутствующие в зале – директора музеев, которые имеют всего одного посетителя. Тогда единственный выход – это работать всем вместе и привлекать как можно больше людей.
Третий блок оказался самым богатым на спикеров. В рамках панельной дискуссии выступили: заместитель директора главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры России — куратор цифровых проектов в сфере культуры Тимур Алейников, шеф-редактор сайта «Артгид» и русской версии журнала Garage Magazine Мария Кравцова, директор по развитию Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Алла Платонова, сооснователь продюсерской компании «Команда +1» и дизайн-студии High Five Максим Шелунцов и куратор проекта «Театральный сезон в ОК» Антон Данилов.

9 февраля – второй день форума Culturalica прошел в формате культурных лабораторий – в течение всего дня под руководством кураторов – спикеров разрабатывались кейсы в условиях приближённых к реальным.
За каждым культурным кейсом была закреплена своя площадка.
Почти в каждом кейсе стали участниками представители от Екатеринбургской детской школы искусств №2.
В Музейном кейсе – на площадке Екатеринбургского музея изобразительных искусств, присутствовала преподаватель и администратор выставочного зала «Витраж» Альбина Санировна Шарафутдинова.
В Фестивальном кейсе – на площадка ЦК «Урал» присутствовали заместитель директора, Вера Александровна Бунькова и преподаватель Марина Николаевна Ягилович.
В Образовательном кейсе – на площадке «Президентского центра Б.Н.Ельцина» присутствовали директор Ирина Руслановна Фаворская и заместитель директора, Зарина Мухриддиновна Денисова.
Уникальность форума в том, что он включает в себя дискуссионный и практический моменты. Благодаря наличию культурных лабораторий участники не только смогли узнать или обсудить что-то, но и опробовать полученное на практике.   ФОТО

© 2002 - 2018 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2018 Официальный портал г.Екатеринбурга

Главные новости города